ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ |
133.05 КБ |
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ | 51 КБ |
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 26.5 КБ |
ДИАГНОСТИКА ВД | 31.5 КБ |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ВД | 21.5 КБ |
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВД | 30 КБ |
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР | 61 КБ |
МОДЕЛИ ВД | 33 КБ |
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ВД | 44.5 КБ |
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ | 28 КБ |
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВД | 32 КБ |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВД | 27 КБ |
Из опыта по организации внеурочной
деятельности «Создание интегрированной модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
Социализация ребёнка является одной из главных задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ Поповская НШ осуществляется на основе интеграции и объединение усилий всех участников образовательного процесса и социума по созданию модели внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
В нашей школе была начата работа по созданию интегрированной модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Сроки реализации: 2013-2018г.
1.База: муниципальное казенное образовательное учреждение "Поповская начальная общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области"
2.Цель деятельности:
Создать и апробировать интегрированную модель организации внеурочной деятельности школьников на ступени начального общего образования
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт создания интегрированной модели внеурочной деятельности и развивающей среды в образовательных учреждениях;
2.Определить условия и требования к созданию интегрированной модели развивающей среды в образовательном учреждении в процессе внеурочной деятельности на различных этапах образовательного процесса, условия для интеграции возможностей школы, других ОУ района,г.Урюпинска, учреждений дополнительного образования и социальной сферы;
3.Разработать механизмы составления и осуществления индивидуальной образовательной траектории;
4. Разработать рекомендации по подбору и разработке программ (приёмов и методик) внеурочной деятельности в ОУ и провести их коррекцию;
5. Определить структуру оптимизации образовательного процесса на основании разработанных критериев эффективности использования программ внеурочной деятельности ;
6. Апробировать разработанные методики (приёмы) и механизм применения программ внеурочной деятельности в образовательном процессе;
Ожидаемые результаты:
-
Качественный непрерывный образовательный процесс, обеспечивающий поддержку и развитие способностей обучающихся, конструируемый на основе эффективных современных программ и технологий в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
-
Создание здоровьесберегающей, развивающей среды, воспитательной атмосферы, предоставляющих вариативные возможности обучения каждому обучающемуся;
-
Совершенствование профессиональной компетентности и культуры учителя;
-
Увеличение числа обучающихся, вовлечённых в различные образовательные проекты внеурочной сферы;
-
Разработка нормативной документации, регламентирующей деятельность школы по введению ФГОС основного общего образования, разработка соответствующего диагностическог8о инструментария;
-
Укрепление материально-технической базы школы;
-
преодоление авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике системно-деятельностного подхода;
2. Описание модели:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ Поповская НШ осуществляется на основе интегрированной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Модель включает в себя направления развития личности:
-
Духовно-нравственное
-
Спортивно-оздоровительное
-
Социальное
-
Интеллектуальное
-
Общекультурное
Интегрированная модель внеурочной деятельности внедряется с использованием кадрового обеспечения школы
Во внеурочной деятельности педагогический коллектив опирается на собственные ресурсы школы: спортивные площадки, оборудованные учебные кабинеты, .
Организация внеурочной деятельности осуществляется в тесном контакте с социальными партнёрами: родительская общественность, МКУ Ольшанский СДК, Урюпинский краеведческий музей, библиотека.
Созданы и работают различные творческие объединения детей: кружок «Каблучок", "СтранаМастеров". Большое внимание уделяется социализации учеников. Весной и летом занятие общественно-полезной деятельностью, помощь и заботу о ветеранах ВОВ.
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся выбирает себе занятие по душе.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Тематика занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм в системе дополнительного образования.
Преимущества интегрированной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений, в установлении тесного сотрудничества с социумом.
Интегрированная модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы и её социальных партнёров.
В течение инновационной деятельности велась работа с педагогами (проектирование, разработка программ воспитания, вёлся мониторинг)
Учащиеся вовлекались в систему дополнительного образования, в различные конкурсы и олимпиады, велась работа над созданием портфолио учащихся.
Отслеживалась занятость учеников в системе дополнительного образования, с 2013 года она повысилась на 50%.
Мониторинг и психологические исследования, проведённые среди обучающихся, показали положительную динамику:
-
Значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем коммуникационной культуры с 31% до 14%
-
Увеличилось количество учеников с с высоким уровнем развития с 19% до 32%.
-
Снизилось количество школьников отрицательно оценивающих свой коллектив, а на 15% увеличилось количество детей с высокой оценкой отношений в своём классе.
-
Количество учащихся, имеющих низкий уровень мотивации к общественно-полезной деятельности снизился на 4 %, высокий увеличился на 11%.
-
Количество обучающихся с низким уровнем организаторских способностей уменьшился на 21%, а количество с высоким уровнем увеличилось на 9%.
-
Изучалась удовлетворённость учащихся работой в кружках: 92% детей с радостью и увлечением посещают кружки, 7% - с удовольствием, и только 1% - без удовольствия.
-
Повышается удовлетворённость родителей школьной жизнью, что также является важным фактором в оценке инновационной деятельности, в 2015 году 89% родителей были удовлетворены школьной жизнью.
-
В школе хороший психологический климат, что также подтверждается диагностическими исследованиями.
Наши социальные партнёры:
-
ТОС Поповский -9
-
Ольшанская сельская библиотека
-
ГБУСО
Результаты деятельности:
1.Установлена тесная связь с социумом и родительской общественностью;
2. Разработано положение по совместной деятельности, заключены договоры с различными учреждениями, родителями, социальными партнёрам и организациями о сотрудничестве во внеурочной деятельности;
3. Разработаны учебные программы внеурочной деятельности, практические материалы, дидактический материал, диагностика;
4.Успешно осуществляется социализация детей, приобщение их к духовным ценностям;
5.Педагоги используют в своей работе системно-деятельностный подход;
6. Школьники активно участвуют в конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных играх и марафонах. Вместе со своими наставниками они занимаются проектной и исследовательской деятельностью;
Вывод: Интегрированной модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО создана , идёт её апробация и внедрение.